Стирка и Отбеливание

полезные советы

Шторная жизнь

Шторы задают тон всего помещения и его настроение. Они отгораживают нас от мира за окном, скрывая неприглядные пейзажи с заборами или мусорными баками, а хороший вид из окна превращают в часть дизайна.

Удачные шторы способны зрительно нивелировать недостатки помещения, придавая ему объем или напротив делая его более камерным, скрывая недостатки ремонта или привлекая внимание к достоинствам интерьера. Шторы — это одни из самых мобильных деталей интерьера, поменялось настроение — пора менять и шторы. Кстати, во многих домах до сих пор поддерживается традиция иметь дома не один, а несколько комплектов штор, например, более плотные для зимы и легкие для лета.

Постигаем азы

Пошив штор многими обывателями считается пустяком, между тем, существует целая отрасль, которая занимается исключительно этим вопросом. Здесь работают большие коллективы людей — дизайнеры, художники, технологи, швеи. Перед каждым салоном постоянно возникают новые задачи и цели, поэтому их работники должны уметь быть маркетологами, отслеживать модные тенденции, выбирать ткани, которые будут пользоваться спросом, осваивать технологии их обработки.

Так как мы в этом бизнесе новички, начнем с простого — со словаря.

Шторой называют элемент драпировки окна, состоящий из двух деталей — карниза и занавеса. Карниз — конструкция, на которую навешивают шторы, его могут крепить к стене или потолку. Причем место крепления выбирается исходя из задач, которые ставятся.

Если карниз расположить выше окна, оно зрительно вытягивается, и помещение кажется выше. Чем ниже повешен карниз, тем приземистее будет выглядеть комната. Зато широкий карниз (шире окна) со шторой раздвигает пространство.

Занавеси могут выполняться в виде портьеры, то есть в виде одного или двух полотнищ из разнообразных видов ткани. И гардины — занавески из легких тканей без подкладки (наши привычные тюлевые, например). Гардины чаще всего прозрачны или выполнены из белой ткани (или сетки, кружева), днем их не раздвигают. Их мягкие складки украшают окно и задерживают часть солнечных лучей. Портьеры отгораживают нас от мира, вечером их задвигают, а утром снова отодвигают. Для портьер подбирают плотные ткани, которые способны создавать красивые складки.

Ламбрекен, для многих непонятное слово, обозначает драпировку, которой закрывают карниз.

А вот несколько специфичных терминов.

Полнота — количество ткани, которое потребуется на штору, определяется исходя из длины карниза. Полнота определяет, насколько пышной получится занавеска.

Люверсы — пластиковые или металлические кольца, их устанавливают на круглые прорези в ткани. Люверсы могут служить чисто декоративным элементом, но чаще всего с их помощью шторы нанизывают на карниз. Пластиковые люверсы можно установить самостоятельно дома, а вот металлические нужно нести в мастерскую.

Райбант — проще говоря, шторная лента, та самая, которая задает складки самых различных форм. Лента выполняется из полиэстера, а нити могут быть хлопковыми или синтетическими (последние не очень удобны, они скользкие и могут сами собой развязываться).

Сваги — ламбрекен, состоящий из полукруглых деталей с вертикальными или горизонтальными складками. Рекомендуют нечетное количество сваг на одних шторах, это выглядит более интересно.

Подхваты — приспособления для фиксации штор, например, в открытом положении. Они могут выполняться из ткани, шнура, используются также специальные пластиковые, деревянные или металлические подхваты, которые крепятся к стене.

Сборное пространство — ширина занавеси по карнизу, когда складки собраны, сдвинуты, то есть, по сути, при открытых шторах.

Стили и виды

Несмотря на все многообразие штор, их часто условно разделяют на группы, для которых характерно использование определенных приемов кроя и шитья, а также приверженность стилю.

Классические шторы — фаворит, который находит своих поклонников в любых слоях населения. Такие шторы можно «включить» в любой интерьер, грамотно подобрав текстуру, цвет и форму. Классические шторы часто состоят из нескольких «этажей» — легкой драпировки из тюля, затем портьеры и, наконец, ламбрекена. Хотя его используют далеко не всегда. Для классических штор подбирают различные ткани: шелк, парчу, гобелен, жаккард, муар, дамаст. Шторы должны создавать атмосферу изысканного уюта и оставаться при этом «праздником на каждый день». Для этого их украшают различные элементы: сваги, оборки, витые шнуры, канты, красивые подхваты.

Римские шторы — не столько занавеска, сколько специальная конструкция, которая состоит из ткани, системы шнуров и шпажек (или реек). Римские шторы — это старинный прообраз современных жалюзи. Они могут быть различного стилистического решения, выполняются из разных тканей и поэтому используются в любых интерьерах с поправкой на стиль.

Чаще всего у римской шторы имеется карниз (его обтягивают тканью), к которому крепится полотно, на нем при помощи колечек фиксируются шнуры. Когда их натягивают, штора взмывает вверх, собирая изящные, мягкие складки. Для римской шторы нужно не так много ткани, они имеют одинарную полноту. В этих шторах цвет, рисунок и фактура ткани выдвигаются на первый план. В дизайне есть правило — чем интереснее и декоративнее ткань, тем проще должны быть сшиты шторы. Так вот римские в этом плане очень хороши, они покажут ткани, что называется, во всей красе. Хотя для римских штор лучше всего подходят плотные или даже жесткие ткани, их шьют и из легких шелков и тюлей.

Австрийские шторы еще называют фестонными или вертикальными. На самом деле это очень фантазийные римские шторы. Их отличает то, что ткань по верхнему краю собирается (при помощи шторной ленты), получаются так называемые фестоны, мягкие складки. Шторы делают очень пышными. Ткань выбирают мягкую, эластичную, шелк или хлопок, лучше всего не мнущуюся. Главное в этих шторах — сложная архитектура, поэтому ткани могут быть более скромными, однотонными. Для этих штор используют оборки, бахрому.

Французские шторы еще одни родственники римским. Их часто можно увидеть в театрах, библиотеках или в информационных выпусках новостей, ими любят оформлять дворцы, в которых встречаются первые лица. Шторы не зря используют в дизайне представительских помещений, они помпезны, но вместе с тем очень красивы.

Ткань образует дугообразные складки, штора имеет вид собранных по всему полотну фестонов. Штора может сочетаться с портьерами и ламбрекенами. Французские шторы могут быть полупрозрачными, для них покупают шелк или тюль.

Японские шторы по сути являются ширмами, укрепленными на карнизе. Эти шторы скупы на детали, они представляют собой полотна ткани, натянутые снизу и сверху на раму. Полотна могут быть статичными (зафиксированными) или двигаться вдоль карниза. Здесь можно воспользоваться принципом вертикальных жалюзи, когда одно полотно «подъезжает» к другому, либо использовать не одну струну, а несколько, тогда полотна можно менять местами, передвигать по ним как угодно. Японские шторы используют в интерьерах, решенных в минималистском стиле.

Рулонные шторы — ткань скручивается в «трубочку», то есть в рулон. Шторы заворачиваются при помощи специального механизма (он может быть цепочный, пружинный или кассетный), а иногда и просто вручную и фиксируются лентами. Рулонные шторы используют как соло, так и в сочетании с традиционными портьерами и гардинами.

В мире тканей

Современные салоны тканей предлагают огромный выбор, очень сложно бывает определиться даже с направлением своего небольшого поиска. Рынок портьерных тканей сейчас насыщен различными товарами, но ткани остаются весьма дорогими.

Большая доля продаж приходится на ткани Италии, Германии, Испании. Это страны, которые активно работают с нашими фирмами, меньше представлены ткани Франции. Примерно год-два как у нас начали продавать английские ткани, прежде англичане неохотно сотрудничали с нашими компаниями, но сейчас, когда рынок развивается динамично, а главное он более емкий, чем в других странах Европы (там не принято так шикарно оформлять окна, как у нас), англичане стали играть на нем все более заметную роль.

Сегмент рынка дешевых тканей занят производителями Турции и Сирии, это в основном синтетические ткани из полиэстера, которые с точки зрения дизайна малоинтересны.

Еще одна группа игроков — американские компании, которые сами тканей не производят, они своего рода конгломераторы, собирают свои коллекции по всему миру — в Китае, Индии, Италии. Такие компании закупают эксклюзив на дизайн определенных видов тканей и продают их под своей торговой маркой. У американских компаний бывает так, что образцы перекликаются в разных коллекциях, они значатся под разными артикулами, но это одна и та же ткань.

Систематизировать все ткани, представленные на рынке, очень сложно. Сейчас, как и всегда, актуален жаккард — ткань с рисунком, вытканным теми же нитями с матовым или блестящим эффектом. Бархат, бархат с тиснением, различные тюлевые ткани на вуали, органзе, с тонированием или травлением (это обработка химическим составом), различные хлопки в виде жаккарда либо с печатным рисунком. Кстати, доля чистого хлопка не превышает 50% рынка, в хлопок стремятся добавить немного синтетических волокон, чтобы ткань не мялась, не садилась. В магазинах очень много различных тканей из шелка, причем это не только классические, типа шифона. Шелк может выглядеть как угодно, например, как лен, бархат, жаккард, может быть полупрозрачный, в полоску, с рисунком, тонированный, переливчатый. Качество шелка, поставляемого из европейских стран, очень высокое.

Очень интересны (но сложны в обработке) гофрированные, жатые ткани. Сентиментальны и фантазийны ткани с вышивкой, кружевами, мережкой, аппликацией. Вообще сейчас много таких тканей предлагают производители, так что можно сказать, что такие рукотворные вещи в моде. Еще одно направление — печатные рисунки. Например, в английском стиле. Производители предлагают целую гамму тканей с цветочным, сюжетным монохромным или многоцветным рисунком, к которым имеется ткань с классической полоской той же цветовой гаммы. Эти ткани очень красивы и по-настоящему классичны.

Производители тканей постоянно обновляют свой ассортимент, совет фабрики оставляет в производстве ткани, пользующиеся постоянным спросом, а остальные заменяют на новые, так одна коллекция работает не больше двух-трех лет.

Шитье — мучение?

Пошив шторы является комплексной задачей, в которой нужно решить сразу несколько вопросов. Первым из них является дизайн, ведь занавеси должны быть гармоничной частью интерьера, не оттягивая на себя чрезмерного внимания. К сожалению, мы далеко не всегда можем самостоятельно определиться с этим моментом, поэтому еще недавно сшитые шторы могут надоесть, слишком быстро выйти из моды. Самый беспроигрышный вариант — довериться профессионалу. Работа салона начинается с выезда дизайнера на дом, он оценивает степень освещенности комнаты, цвета, которые в ней используют, в том числе составляют колерные карты по стенам, существующей мебели. Делает точные замеры. Знакомится с людьми, их характером и особенностями вкуса. Затем готовится пара-тройка эскизов и выбирается несколько видов ткани и карниз. Это предложения дизайнера, которые рассматриваются заказчиком. Когда выбор сделан, можно посмотреть, как модель будет выглядеть в интерьере, для этого делается эскиз акварелью, в салонах работают художники. Акварель дает полное представление не только о форме штор, но и о том, как они будут сочетаться с остальным интерьером — стилистически и по цвету. Если клиента все устраивает, приступают к расчетам. Высчитывают, сколько ткани нужно для пошива, какая необходима фурнитура и аксессуары, делается смета. Часто на этом этапе покупатель выясняет, что шторы получаются слишком дорогие, и приходится снова подбирать более подходящую по цене ткань или менять форму занавесей.

Когда все решено, наступает самое ответственное — шитье. Шитье штор — сложный процесс, который требует высокой подготовки как закройщика, так и швеи. Но этому нигде не учат, поэтому часто складываются ситуации, когда каждый салон имеет свои наработки, технологии шитья. Здесь очень важно качество работ, ведь строчку, которую «тянет», уже ничем не исправишь, зато ее хорошо видно издалека. При раскрое чаще всего не пользуются готовыми лекалами, так как такой способ не дает возможности учесть специфику материала. Поэтому закройщик сам раскладывает каждую складку, учитывая мягкость или жесткость ткани в данном месте, тщательно проверяет все, а затем отрезает. Для шитья используют специальное оборудование и фурнитуру, которая в обычных магазинах не продается.

Когда шторы готовы, к вам на дом приезжает целая бригада, в ее составе дизайнер, инженер (при монтаже оборудования, например, умного дома) и помощники. Они укрепляют карниз на проектное место (а это место может быть на высоте не 2,5, а 7 или 10 метров). Навешивают шторы, расправляют каждую складку (частенько эту работу делают мужчины), разглаживают (или до того как повесить или используют парогенератор).

Это, если можно так выразиться, «шторы под ключ».

Но многие хозяйки считают шитье штор вполне простым и доступным каждому делом. Мы не советуем шить шторы самому, и вот почему:

  • ткани для портьер достаточны дорогие, если их сшить кое-как, это будет видно. В салонах сейчас существует целый поток клиентов, которые несут переделывать шторы, сшитые самими или доморощенными мастерами;
  • для раскроя штор в салонах используют огромные столы 2х3 метра, в домашних условиях хорошенько разложить ткань чаще всего просто негде;
  • домашние мастерицы не обладают навыком кройки и шитья штор, например, ламбрекена. Профессионалы работают со специальными основами, они точно знают, где нужно пришить, а где приклеить ткань, как и сколько ее обрабатывать. Для того, чтобы хорошо выполнить эту работу, нужна не только хорошая машинка, но и специальные изделия для швов, в домашних условиях почти невозможно сшить две половинки ткани, чтобы шов не присборился. К тому же маленьким утюжком орудовать на площади несколько квадратных метром просто не серьезно;
  • некоторые ткани вообще невозможно шить в домашних условиях, например, жатые или гофрированные. Да и самые, казалось бы, простые ткани может перекосить при шитье.

Так что вывод простой — каждому свое, а работать со шторами должны специалисты.

Стирать или не стирать

Еще один важный момент уход за шторами. Большинство из них нельзя стирать. Им показана только химчистка. При пошиве штор в салоне на них пришивают ярлычок, на котором указывают, как за ними ухаживать. Химчистка также может испортить шторы, если в них содержатся натуральные волокна хлопка, льна они могут подсесть, но больше всего этому подвержены вискоза и шелк. Поэтому при покупке нужно уточнить, как чистить шторы, чего ткань «боится», и как ее можно испортить. В салонах при шитье некоторых тканей делают запас на усадку, то есть припуски, которые выпускают после первой стирки. Или замачивают весь кусок ткани до раскроя.

Большинство штор требуют сухой химчистки, иногда советуют использовать моющие пылесосы, время от времени проветривать или собирать пыль обычным пылесосом.

Автор: Ольга Кузьмина

Источник: "Потребитель"

Стирка и Отбеливание